Коррекционно-развивающая деятельность
содержит практические советы и методические рекомендации для родителей и педагогов
Дефектолог для меня – это, прежде всего:
Д – достижение результата. К нему я продвигаюсь каждый день, и радуюсь каждой маленькой победе. Следует постоянно верить в свои силы и силы тех ребят, чьи глаза с надеждой смотрят на тебя.
Е – единство в работе с семьей. Привлекать родителей к активному сотрудничеству. Только в процессе совместной деятельности удается максимально помочь ребенку.
Ф – фантазия и творчество. Они помогают сделать образовательный процесс более интересным и привлекательным для всех участников.
Е – единство в работе с коллегами. В единстве наша сила и успех.
К – коррекция и коммуникация. От коррекции к коммуникации. Моя профессия – профессия, где есть ежедневное общение. Только педагог получает самую огромную в мире награду – радостную улыбку ребенка, научившегося думать.
Т – традиции + инновации. От традиций к инновациям – в этом залог успеха.
О – опыт, ответственность. Большая ответственность возлагается на учителя-дефектолога, задача которого состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушения в познавательном развитии, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие его личности.
Л – любовь к детям. В работе с детьми любовь особенно необходима. Без любви педагогический процесс будет неэффективен.
О – образование и самообразование. Образование и самообразование учителя – основное условие его профессионального роста. Повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только, если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. А эффективность коррекционной, развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.
Г – гордость профессией. Она значима и почетна, позволяет ощущать свою необходимость и причастность к судьбе детей, а значит свою полезность.
Мое педагогическое кредо
Мое педагогическое кредо заключается в том, чтобы осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам, реализовывать на практике свои идеи, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое профессиональное мастерство.
В своей работе я пытаюсь найти подход к каждому ребенку, помогаю детям развиваться в соответствии с их индивидуальными потребностями и темпом. «Неважно, как медленно ты идешь, главное, чтобы ты не останавливался». Это изречение древнего китайского мыслителя и философа Конфуция помогает мне, педагогу, работающему с детьми с нарушением интеллекта, осознать, что иногда даже чуть заметные победы придают силы мне и ребенку, пробуждают желание продолжать занятия и достигать новых, еще более значительных, результатов.
У хорошего педагога есть одна прекрасная привычка – постоянно обучаться. Это залог личностного роста и главный фактор эффективного профессионального развития.
Я согласна с высказыванием чешского педагога-гуманиста Я. А. Коменского «Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию» и понимаю, что от того, насколько я буду компетентна в своей работе, зависит судьба ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дальнейшем.
Мое педагогическое эссе
Из любви к детям рождается любовь к педагогическому труду. А эта любовь дает мастерство в работе. Я выбрала профессию учителя-дефектолога. Это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств, постоянной концентрации, самоотдачи, внимания, терпения, доброты и эмпатии.
Мои воспитанники – это особенные дети. Моя цель – поиск нужного ключика к каждому ребенку для того, чтобы раскрыть его индивидуальный внутренний потенциал, помочь ему раскрыться, поселить в его душе уверенность в собственных силах.
Я чувствую свою значимость и убеждена в том, что выбор профессии сделан мною правильно.
Это мой путь – путь учителя-дефектолога. Я работаю с детьми с интеллектуальными нарушениями. Мое дело очень тонкое и сложное. Ежедневно я ищу новые пути преодоления трудностей в жизни и развитии моих воспитанников, и не забываю о том, что нужно быть правдивым и открытым, ведь эти дети очень хорошо чувствуют неискренность, холод, наигранность со стороны педагога.
Я испытываю радость, понимая, что моя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.
Известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман говорил: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Поэтому путь учителя-дефектолога – это постоянное развитие, движение вперед.
Моя педагогическая философия
Доброта, терпимость, дружелюбие, эмпатия, толерантность – ценности, которые присуще педагогам, которые занимаются с особенными детьми.
Работая учителем-дефектологом дошкольного образовательного учреждения уже много лет, я понимаю, что у каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей, есть способности, которые можно развить, и которые могут быть полезными не только самому ребенку, но также и окружающим его людям, вижу красоту и индивидуальность каждого ребенка.
Главное, что я могу сделать для него – это показать ему, а чаще его родителям, что он может не только жить и пользоваться трудом других людей, но и сам быть полезным для окружающих.
Моя педагогическая миссия
Древнегреческий философ Сократ говорил, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Чтобы в особенном ребенке засияло солнце, педагогу, порой, необходимо приложить огромное усилие.
К воспитанникам с особыми потребностями нужно относиться с любовью и терпением. Иногда детям просто надо немного помочь, показать, что кто-то в них верит и не теряет надежду. Поэтому важнейшим фактором в решении множества проблем детей с интеллектуальными нарушениями является работа с родителями.
На меня, как на учителя-дефектолога, возложена, по словам В. А. Сухомлинского, огромная ответственность «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант». И я должна увидеть то, что ребенок может, и развивать эти умения. Но, самое главное, я должна научить родителей понимать и чувствовать своих детей.
Вспоминая высказывание Герберта Гувера: «Мудрость часто состоит в том, чтобы знать, что делать дальше», очень хочется быть мудрым педагогом, чтобы не упустить драгоценное время, которое так ценно в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, и выбрать правильный путь развития каждого ребенка.
Подытожить хочется словами Альфреда Адлера: «Педагог должен верить в потенциальную силу своего ученика, и он должен использовать все свое искусство, стремясь дать своему ученику возможность испытать эту силу».
Мои публикации