ООП ДО МБДОУ № 36 г. Тосно
Краткая презентация Основой образовательной программы дошкольного образования
ООП ДО Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида г. Тосно «Солнечный город» составлена в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей).
ОП ДО МБДОУ №36 г. Тосно «Солнечный город» определяет:
- Комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования);
- Требования к условиям реализации Программы.
ОП ДО МБДОУ №36 г. Тосно «Солнечный город» обеспечивает:
- Создание оптимальных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития;
- Развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования |
Содержательный раздел |
Содержание Программы определено в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, включает все компоненты образовательного процесса: необходимый объем знаний, умений и навыков по образовательным областям с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их образовательных потребностей; использование разнообразных средств обучения (словесных, наглядных, технических) и источников информации. |
Организационный раздел |
Содержит описание финансового, кадрового, материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
Организация режима пребывания детей в МБДОУ № 36 г. Тосно «Солнечный город»
МБДОУ № 36 г. Тосно «Солнечный город» работает с 7.00 до 19.00 с понедельника по пятницу (суббота и воскресение – выходные дни).
Режим работы групп:
- полного дня (12-ти часового пребывания детей с 7.00 до 19.00)
- сокращенного дня (10-ти часового пребывания детей с 7.30 до 17.30 и с 08.00 до 18.00).
Учебный год: с 1 сентября по 31 мая.
Летне-оздоровительный период: с 1 июня по 31 августа.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности – игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности:
В МБДОУ № 36 г. Тосно «Солнечный город» функционируют 17 возрастных групп:
Содержание |
Возрастная категория группы |
|||||
Группа раннего возраста (1,5-3 года) |
Вторая младшая группа (3-4 года) |
Средняя группа (4-5 лет) |
Старшая группа (в том числе компенсирующей направленности) (5-6 лет) |
Подготовительная группа (в том числе компенсирующей направленности) (6-7 лет) |
Разновозрастная группа компенсирующей направленности (4-8 лет) |
|
Количество возрастных групп
|
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
- Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
- Используется региональный компонент в образовательном процессе.
- Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы.
- Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
- Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утвержденная в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
- Рабочая программа воспитания
- Режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО
- Календарный план воспитательной работы.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- Создание условий для реализации сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников
- Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей
- Формирование психолого-педагогических знаний родителей
- Приобщение родителей к участию в жизни ДОО
- Изучение и транслирование лучшего семейного опыта.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- Открытость дошкольного учреждения для родителей
- Единый подход к процессу воспитания ребенка
- Уважение и доброжелательность друг к другу
- Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей
- Дифференцированный подход к каждой семье
- Равная ответственность родителей и педагогов.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка;
- Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупку ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат);
- Совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
- Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач;
- Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности;
- Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом;
- Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также станице).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Знакомить родителей с достижениями общественного воспитания в детском саду;
- Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности;
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития;
- Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых;
- Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы – при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности);
- Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
- Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
- Обращать их внимание на ценность детских вопросов;
- Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;
- Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные);
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;
- Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду;
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром;
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями;
- Развивать у родителей навыки общения, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения;
- Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми;
- Подсказывать, как легче решить конфликтную ситуацию;
- Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению и подготовке концертных номеров (родители – ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей;
- Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертови др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений;
- Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующей возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении – совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МБДОУ № 36 г. Тосно «Солнечный город» с семьей
Этапы |
Формы |
Знакомство с семьей |
Встречи-знакомства, анкетирование |
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники |
Образование родителей |
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги |
Совместная деятельность |
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов |
Направления деятельности и формы работы с семьями ДОО
Направления деятельности |
Формы работы |
социально-педагогическая работа с родителями; родительские собрания, конференции; консультации специалистов, педагогов; участие родителей в жизнедеятельности детского сада; открытые мероприятия, совместная досуговая деятельность; система информирования родителей |
создание сайта дошкольного учреждения; наличие постоянно обновляемого информационного стенда; организация совместных праздников для детей и родителей; встречи за круглым столом с представителями родительских комитетов групп; участие в конкурсах, выставках; консультационный пункт; анкетирование |