По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Образовательная деятельность МБДОУ №36 г. Тосно «Солнечный город» направлена на достижение этой цели.
Сохранение целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов в детском саду.
ФГОС ДО, главным образом, направлен на то, чтобы развивать и изменять окружающую среду, организовывать совместную деятельность с учетом интересов и потребностей детей.
С учетом ФГОС развивающая среда в детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка. Обогащение среды, стимулирует эмоциональную, познавательную, двигательную, а так же речевую активность.
Организуя образовательную работу в нашем ДОУ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, мы сделали акцент на преобразовании развивающей предметно-пространственной среды, по пяти образовательным областям:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Образовательная область «Речевое развитие»
В МБДОУ № 36 г. Тосно «Солнечный город» мы создаем такую предметно-пространственную среду, которая стимулирует речевую активность детей и развитие их речемыслительной деятельности. Тем самым, решая главную задачу современности – преодоление трудностей в общении.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Для создания успешной модели выпускника детского сада в центре развития познавательных способностей есть все необходимые условия.
Центр экспериментирования представлен мини-лабораторией, где совместно с детьми мы проводим простейшие опыты.
Побуждает детей к самостоятельной деятельности разнообразный материал для конструирования, представленный в нашей «Мастерской», а также технологические карты и схемы, являющиеся ее неотъемлемой частью.
Минибиблиотека представлена подборкой художественной литературы, в соответствии с тематическим планированием.
Мы знакомим детей с родным городом, его историей. С нашей страной, ее символикой и традициями. Также формируем представления о вселенной и космосе, земном шаре, многообразии культур стран и народов мира.
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни.
Центр двигательной активности необходим для гармоничного физического развития.
Немаловажен уголок уединения и релаксации. Здесь ребенок может отдохнуть от шума, избавиться от негативных эмоциональных проявлений. Валеологический уголок «Познай свое тело» знакомит детей с частями тела, формирует навыки личной гигиены и воспитывает правильное отношение к своему здоровью.
Особо актуально – формирование основ безопасности жизнедеятельности. Для это создан центр, в котором представлены сюжетно-ролевые и дидактические игры с моделированием ситуаций, помогающие ребенку быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
С целью воспитания художественных способностей детей и эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства, в группах ДОУ созданы: центры театрализованной деятельности и режиссерских игр, центры творчества и музыкального развития.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Большое разнообразие сюжетно-ролевых игр, с учетом гендерного подхода обеспечивают позитивную социализацию детей, а так же способствуют приобщению к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это происходит путем самостоятельного открытия и освоения окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а в активной детской деятельности.
Созданию благоприятного психологического климата способствуют такие уголки эмоционального настроя, как «Заходи, у нас все можно», и «Зеркало настроений», и социально-нравственного воспитания – «Вежливые слова».
Группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
В группах компенсирующего вида для детей с ТНР, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребенка. Это, в первую очередь, коррекционная работа по развитию речи. Условия, созданные в группах призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех ее аспектах. Мы постарались насытить предметно-пространственную среду группы разнообразным дидактическим наглядным материалом, доступным для самостоятельной деятельности детей.
Мини-музей «Русская изба»
С целью приобщения детей к истокам русской национальной культуры в МБДОУ №36 г. Тосно «Солнечный город» был создан уникальный интерактивный мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с культурой и традициями русского народа.
Одно из новых направлений дошкольного обучения – музейная педагогика. Она представляет собой особую форму работы с детьми и родителями в детском саду. Появилась возможность погрузить детей в новую информационную среду, которая предполагает рассмотрение, изучение реальных предметов окружающего мира, раскрывая при этом творческие, интеллектуальные способности дошкольников. Данная воспитательная система представляет собой цикл занятий с использованием игр и экспериментов. Здесь дети являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить их кругозор.
Мы воспитываем у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. И в интерактивном мини-музее «Русская изба» созданы все условия для знакомства детей с культурой и традициями русского народа, обычаями, играми, песнями, а также старинными предметами русского быта, такими как: прялка, самовары, полотенца и занавески со старинной вышивкой и многое другое. Ведь одна из наших важнейших задач – сохранять и развивать культурное наследие и традиции нашего народа.
В целом мы занимаемся духовно-нравственным воспитанием детей через их непосредственное участие.
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.